Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

   МБОУ СОШ №61
     п.Персиановский

Социально-психологическая работа

Психологическая служба школы

 Психологическая служба МБОУ  СОШ №61 работает с 2008 года. Она обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение учащихся и педагогического коллектива школы, способствует их психическому и личностному развитию.

Бургелова Елена Петровна - педагог-психолог МБОУ СОШ №61 работает в МБОУ СОШ №61 с 1 сентября 2011года. Окончила Донской Государственный Аграрный Университет. Специальность - педагог профессионального образования. Елена Петровна проводит  индивидуальную работу с родителями и учащимися:

-Вторник- с 14 до 15.30 ч.

-Пятница- с 14 до 15.30 ч.

  Сопровождение ребёнка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним. Взрослый внимательно присматривается и прислушивается к своему спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает сделать правильный выбор. Выбор - право и обязанность каждой личности, но если на «перекрёстках и развилках» с ребёнком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача. Именно такое сопровождение и является основной целью психологической службы школы.

  Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально - психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия.

Сопровождение означает:

·         следование за естественным развитием ребенка на каждом этапе онтогенеза

·         опора на личностные достижения, которые реально есть у ребёнка

·         безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития

·         создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и с собой

·         совершение каждым ребёнком личностно значимых выборов

Развитие таких личностных качеств, как ответственность, толерантность, автономность, личностный  позитивизм, определяют успешность социальной адаптации школьника, его нервно-психическое самочувствие и психологическое здоровье.

Диагностическая деятельность проводится во всех классах школы, учитывается адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе, 5-х классов переход в среднее звено, 10-х классов переход в старшее звено школы.

Диагностическое исследование для эмоционального комфорта учащихся обучающихся в школе, социометрия по вопросу изучения межличностных отношений, типологических характерологических особенностей учащихся для успешного взаимодействия классного руководителя.

В школе ведется большая работа по развитию личности каждого учащегося. Этому способствуют  система развивающего обучения, осуществляемая педагогами школы, система внеурочной воспитательной работы со своими сложившимися традициями, в целом уклад школьной жизни, уважительный стиль общения педагогов с учащимися, становление школьного самоуправления.

Полученная информация о личностных характеристиках обучающихся, характере их социального взаимодействия, тенденциях в семейном воспитании  позволила разработать практические рекомендации классным руководителям по планированию воспитательной работы, преодолению нарушений в воспитании детей и молодежи «группы риска», а также разработать предложения по типовым мероприятиям воспитательной направленности для каждой возрастной группы и для всего контингента учащихся.

 

Родители приглашаются на беседу по результатам обследования, в ходе которого они могут больше узнать о своём ребёнке и задать вопросы школьному психологу.

Ведётся большая работа по профориентации для учащихся 8-11классов. Консультирование осуществляется на базе диагностики, включая в себя беседу, элементы тренинга, индивидуальные и групповые методы работы, направленные на выявление интересов, склонностей учащихся, изучение направленности личности. Определить, какая профессия больше всего подходит для каждого из обучаемых.

Занятия с учителями  «Тренинг педагогического выгорания» и др. способствовали сплочению педагогического коллектива,  снятию эмоциональной нагрузки, осознанию учителем своей профессиональной роли, закреплению навыков взаимодействия членов педагогического коллектива для решения общих задач.

Усилия психологической службы школы  направлены на позитивные изменения структуры мотивационной сферы школьников, на создание возможностей самовыражения личности в коллективе, что обязательно скажется в личной удовлетворенности ребенка взаимоотношениями в  школьном коллективе.

  ВОПРОСЫ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО И НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ

К ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ

·         Трудности в учёбе. Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

·         Взаимоотношения в классе. Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

·         Взаимоотношения с родителями. Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

·         Выбор жизненного пути. Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены, каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

·         Самоуправление и саморазвитие. Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюженных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

С 2008-2009 учебного года в школе активно функционирует психологическая служба, которую возглавляет психолог школы Терещенко Елена Анатольевна.

 В рамках завершения реализации пятилетней воспитательной программы «Гармония» работа психологической службы началась с изучения личностного роста учащихся, который является основным показателем эффективности процесса воспитания ОУ. Совершенно очевидно, что развитие таких личностных качеств, как ответственность, толерантность, автономность, личностный  позитивизм, определяют успешность социальной адаптации школьника, его нервно-психическое самочувствие и психологическое здоровье.

Результаты обследования выявили наиболее проблемные аспекты воспитанности школьников, показали процентное соотношение ценностного, неценностного и антиценностного отношения каждого школьника к гуманистическим ценностям и объектам гуманистических ценностей: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура, а главное -  позволили оценить благотворное влияние школьного воспитания на личностное развитие обучающихся в ней детей. Был сделан вывод о том, что в школе ведется большая работа по развитию личности каждого учащегося. Этому способствуют дидактическая система развивающего обучения, осуществляемая педагогами школы, система внеурочной воспитательной работы со своими сложившимися традициями, в целом уклад школьной жизни, уважительный стиль общения педагогов с учащимися, становление школьного самоуправления.

Полученная информация о личностных характеристиках обучающихся, характере их социального взаимодействия, тенденциях в семейном воспитании  позволила разработать практические рекомендации классным руководителям по планированию воспитательной работы, преодолению нарушений в воспитании детей и молодежи «группы риска», а также разработать предложения по типовым мероприятиям воспитательной направленности для каждой возрастной группы и для всего контингента учащихся.

Проведение тренинга уверенного поведения с учащимися 10-11 классов

способствовало преодолению психологических проблем, трудных жизненных ситуаций воспитанников, выработке эффективных стратегий поведения в различных социальных ситуациях, повышению их адаптационных возможностей. В рамках консультационной работы с родителями по психологическим аспектам воспитания, а также реализации наиболее адекватных методов и форм воспитательного воздействия при работе с обучающимися обобщение опыта по привитию ассертивного поведения было представлено на районном семинарском занятии для завучей по воспитательной работе.

В условиях внедрения новой воспитательной программы «В здоровом теле – здоровый дух»  был проведен мониторинг  социально-психологического здоровья и психологической компетентности обучающихся с целью выявления факторов, негативно влияющих на состояние психологического и социального здоровья воспитанников.

С целью

—  обучения способам продуктивного поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия и выработке здоровьесберегающих стратегий поведения;

—  формирования способности к конструктивному разреше­нию конфликта;

—  обеспечения стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений, снижения социального напряжения;

—  создания благоприятного социально-психологического кли­мата в ученическом коллективе;

—  развития навыков саморегуляции и самоконтроля;

—  расширения возможностей самопознания и саморазвития была

использована   Программа социально-психологического тренинга конструктивного разрешения конфликтов.

 

С учащимися 6-10 классов были  проведены  занятия:

1. Общение и конфликты. Конфликт: сущность, последствия, стадии.

2. Конфликты и стресс. Эмоции и поведение в конфликте.

3. Типы и модели поведения в конфликте. Стратегии поведения в конфликте.

4. Разрешение конфликтов.

Перед началом занятий и после завершения тренинга был проведен тест К.Томаса, который позволил учащимся оценить свои способности к конструктивному разрешению конфликтов.

В результате проведенного тренинга можно сделать выводы: 1) учащиеся в достаточной степени овладели знаниями о типах поведения в конфликтной ситуации, умеют сопоставлять собственную модель поведения в конфликте с реализуемыми действиями; научились узнавать и выбирать оптимальную стратегию поведения в конкретной конфликтной ситуации;

2) учащиеся в разрешении конфликтов между людьми  научились ориентироваться на продуктивное поведение; 3) наблюдается улучшение межличностных отношений подростков со свер­стниками, учителями.

Психологическое просвещение и консультирование педагогов по психологическим аспектам практической реализации Программы воспитания психологическая служба школы проводит в рамках выступлений на педагогических советах, методическом объединении классных руководителей, тренинговых занятиях и индивидуально. В выступлении на тему «Нарушения межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков» предоставлены результаты мониторинга по исследованию воспитательных тенденций ОУ, связанных с выявлением воспитанников «группы риска», характера их социального взаимодействия. Кроме того, даны практические рекомендации по планированию воспитательной работы, преодолению нарушений в воспитании подростков «группы риска», разработана программа воспитательно-коррекционного тренинга с агрессивными детьми. Данный комплекс смоделированных ситуаций-игр, направленных бесед, инсценировок, упражнений позволяет корректировать агрессивность обучающихся и обеспечивать усвоение новых форм поведения, общения и совместной  деятельности.

Занятия с учителями «Совершенный учитель», «Тренинг педагогического выгорания» и др. способствовали сплочению педагогического коллектива, активизации творческого потенциала учителя,  снятию эмоциональной нагрузки, осознанию учителем своей профессиональной роли, закреплению навыков взаимодействия членов педагогического коллектива для решения общих задач.

В рамках работы психологической службы школы с методическими объединениями начальных классов и методического объединения классных руководителей  были  рассмотрены следующие вопросы: «Основы эффективного общения с детьми», «Техника активного слушания», «Профессионально-педагогическое общение». Психологической службой школы была рассмотрена динамика развития детских коллективов, предметом анализа стали сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом, и норм и ценностей, привносимым в коллектив каждым его членом.

Особое место в работе психологической службы занимает работа с родителями. На базе начальных классов создан родительский лекторий, на заседании которого рассмотрены следующие вопросы: «Рекомендации родителям первоклассников»,  «Типичные ошибки взрослых при оценивании детей», «Обратная связь». В 2010-2011 учебном году на общешкольном родительском собрании была рассмотрена актуальная проблема современного российского общества -  проблема прав и интересов  ребенка: «Жестокое обращение с детьми». Кроме того, был исследован вопрос об ограждении детей от нежелательной для них информации; как он решается на правовом уровне в РФ.

Такие консультации способствуют обеспечению психологической готовности родителей к оказании помощи детям, обучают родителей и детей  навыкам эффективной коммуникации.

В условиях конкурентного рынка труда на первое место в обучении выступает фактор профессиональной мотивации. Формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения успеваемости школьников. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представление о профессии и плохо связано со способами ее овладения. В круг психологических проблем, связанных с изучением отношения школьников  к будущей профессии, были включены следующие вопросы: как научиться осознанно выбирать профессию, этапы выбора профессии, какими качествами необходимо обладать, чтобы успешно овладеть данной профессией, факторы привлекательности профессии и т.п.

В 2009-2010 учебном году с учащимися 9-11 классов были проведены развивающие занятия «Мир профессии», направленные на выявление интересов, склонностей учащихся, изучение направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики; определение социальных установок и оказание помощи в их формировании; определение мотивации выбора и ее структуры; формирование готовности к самооценке, реальному уровню притязаний и др. Были проведены 4 занятия по темам: «Стратегия выбора профессии», «Мотивы и потребности», «В мире профессий», «Самооценка и уровень притязаний».

Выводы:

1. Учащиеся научились осознанно выбирать профессию, каждый учащийся имел возможность оценить, насколько правильно он сделал свой профессиональный выбор.

2. Благодаря анализу уровня самопознания учащихся применительно к такой важной для них сфере, как выбор профессии, был определен  уровень нравственной развитости, социализированности и профессиональной зрелости выпускников, их готовности к выбору профессии.

Результаты обследования свидетельствуют о четко выраженной ориентации большинства учащихся старших классов на осуществление  адекватного выбора профессии по интересам. Старшеклассники в достаточной степени осознают свои профессиональные склонности, имеют представление о содержании будущей профессиональной деятельности. Это позволяет говорить о развитости у учащихся  школы социальной заинтересованности и социальной включенности в общество.

Особая работа ведется  по профессиональному самоопределению восьмиклассников. Используемый на занятиях «Дневник профессионального самоопределения» позволяет каждому воспитаннику определить свои возможности (выявить особенности памяти, внимания, ощущения, восприятия, мышления, интеллекта),  составить психологический портрет своей личности, а также познакомиться с особенностями различных профессий, определить, какая профессия больше всего подходит для каждого из обучаемых.

В рамках формирования и профилактики нарушений психологического здоровья детей в 1-4 классах проводятся психопрофилактические занятия, названные «Четыре путешествия». Программа учитывает не только универсальные возрастные особенности младших школьников, но и возрастные задачи и проблемы, которые характерны для учеников каждого класса начальной школы. Программа предполагает три типа заданий для учащихся: задания для работы в классе, задания для самостоятельного выполнения дома, а также задания для совместного выполнения с родителями. Особую важность представляют именно последние задания, поскольку совместная работа ребенка с родителями способствует установлению более тесного эмоционального контакта между ними.

Кроме того, ведется активная коррекционная работа с учащимися младших классов по преодолению трудностей в обучении.

Усилия психологической службы школы  направлены на позитивные изменения структуры мотивационной сферы школьников, на создание возможностей самовыражения личности в коллективе, что обязательно скажется в личной удовлетворенности ребенка взаимоотношениями в  школьном коллективе.

  

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:

 

Как надо вести себя родителям с одаренным ребенком:

1.  Понять ребенка и осознать его неординарность.

2.  Признать всю уникальность его данных.

3.  Восторгаться им в меру.

4.  Не использовать всю жизнь ребенка для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

5.  Создать условия для «поощрения» таланта.

6.  Не проецировать на одаренного ребенка собственные интересы и увлечения.

7.  Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.

8.  Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.

9.  Создать ребенку атмосферу творчества, поддерживать возникший интерес.

10. Учить терпению и поощрять за все старания.

11. Тактично, деликатно помогать ему.

12.  Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.

13.  Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость ребенка.

14.  Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.

15.  Спокойно относиться к эмоциональным перепадам ребенка.

16.  Учить владеть эмоциями.

17.  Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.

18.  Все делать, что от вас зависит, чтобы ребенок не занижал свою самооценку и в то же время чтобы он не выставлял сверходаренность напоказ.

19.  Не возвышать его над остальными детьми в семье.

20.  Помочь наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.

21.  Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.

22.  Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.

23.  Организовать активный отдых, помочь научиться вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой.

24.  Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.

25.  Понять, что беспокоит малыша все время, в чем суть проблемы вашего ребенка, с чем связана агрессия или неприятие себя.

26.  Учитывать его индивидуальность.

27.  Все время ободрять его.

28.  Тактично обращаться с ним.

29.  Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.

30.  Считать себя самым счастливым из родителей.

31.  Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».

Как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком:

1.   Игнорировать дар ребенка или специально возвышать его все время.

2.   Воспитывать как самого обычного ребенка или создать «мимозные» условия жизни.

3.   Считать его в какой–то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.

4.   Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.

5.   Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться нервным срывом.

6.   Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.

7.   Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.

8.   Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.

9.   Не помогать решать проблемы с воспитателями.

10.  Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.

11.  Пытаться завышать все эталоны, которым ваш ребенок подражает.

12.  Драматизировать все неудачи.

13.  Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.

14.  Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить физические навыки, считая, что главнее всего интеллект.

15.  Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешить их или искусственно их расширить до бесконечности.

16.  Считать, что вам с ребенком просто–напросто не повезло, и не упрекать его все время в этом.

17.  Чрезмерно опекать или ни в чем не помогать.

18.  Чтобы ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

 

Памятка о порядке обращения учащихся и их родителей в случае совершения в отношении несовершеннолетних физического или другого насилия

 План работы Уполномоченного по правам ребенка. Уполномоченный по правам ребенка в МБОУ СОШ № 61 Тревога И.Б.

 

Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122 

#дтдрядом