О создании специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ, доступности ОУ детям с ОВЗ и детям инвалидам
Российское законодательство – в частности, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – предусматривает гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Основная задача деятельности в этом направлении - это создание системы образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.
Необходимо в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов рассматривается организация обучения таких лиц в обычных образовательных учреждениях.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать помещения их на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания этих детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом и формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов
В МБОУ СОШ № 61 проводятся мероприятия, направленные на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции.
Цель мероприятий: создание условий для полноценного образования и развития, ранней социальной адаптации детей, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи:
1) осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей;
2) повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов;
3) создавать условия для эффективного развития учащихся;
4) формировать социальную компетентность учащихся.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий:
• создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
• социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обществе;
• полноценная реализация прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование и развитие.
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 61
Наименование показателя | Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья | Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Имеющиеся формы обучения: -по индивидуальному учебному плану При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение КЭК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. В образовательном учреждении невозможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют. Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения) |
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. | Центральный вход оборудован пандусом и звонком. Конструктивные особенности здания МБОУ СОШ № 61 не предусматривают наличие подъемников. Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации отсутствуют. Имеется два специально оборудованных санузла (поручни, специализированное сантехническое оборудование). При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Для обучающихся МБОУ СОШ № 61 предусматривается организация горячего питания, по цикличному меню. При необходимости, для учащихся (по медицинским показаниям) формируются рационы диетического питания. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. Льготное питание для обучающихся из малообеспеченных семей, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивается Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. Столовая расположена на 1 этаже. Ширина дверного прохода обеспечивает движение кресла-коляски совместно с обучающимися. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды. В связи с тем, что столовая находится на первом этаже здания школы, доступ лиц с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата в столовую возможен. |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Здание МБОУ СОШ № 61 оснащено противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментами в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10. На основании заключённого договора с ЦРБ п.Каменоломни Октябрьского района медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет школьная медсестра Кураковская Н.А. В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья | В образовательном учреждении невозможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ СОШ № 61 и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. Информационная база школы оснащена: электронной почтой; локальной сетью; выходом в Интернет (провайдер «Ростелеком»); функционирует официальный сайт школы. В школе создана локальная сеть. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке на 3 этаже, в компьютерном классе на 3 этаже.Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт. В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски, для дополнительного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в школе имеется комплект-аппаратно-программный комплекс д/детей с нарушениями ОДА (включая ДЦП) -2шт, комплект-аппаратно-програм. комплекс д/детей с нарушением зрения (Россия) -2шт, комплект-аппаратно-програм.комплекс д/детей слабослышащих и с нарушением речи -2шт., аппарат д/коррекции речи Монолог, аппарат Глобус звукоусиливающий, дополнительная клавиатура Клавинта, набор цветных выносных компьютерных кнопок малых и больших. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | В МБОУ СОШ №61 отсутствуют специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Кадровое обеспечение образования (наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В МБОУ СОШ №61 в штате работают сотрудники, имеющие основное образование и получившие дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья педагог-психолог и учитель начальных классов. |
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии | НЕТ |
Оснащение кабинета релаксации для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
№ п/п |
Наименование мультимедийной техники, мебели |
Кол-во |
1 |
|
1 |
2 |
Световая каскадирующая труба "Фонтан-И" с пультом управления |
1 |
3 |
Напольный ковер "Звездное небо" |
1 |
4 |
Пуфик- кресло с гранулами |
1 |
5 |
Трапеция с гранулами |
1 |
6 |
Пуфик- кресло "Груша" с гранулами |
1 |
7 |
|
1 |
8 |
Зеркальный шар с приводом вращения |
1 |
9 |
Профессиональный источник света к зеркальному шару "Зебра-50" |
1 |
10 |
Лампа Вулкан с блестками |
1 |
11 |
Большая Светозвуковая панель "Бесконечность" |
1 |
12 |
Интерактивная панель "Осенний лист" |
1 |
13 |
Безопасное настенное зеркало с у/ф подсветкой и светящимися нитями "Загадочный свет" |
1 |
14 |
Комплект-аппаратно-программный комплекс д/детей с нарушениями ОДА (включая ДЦП) -1 |
1 |
15 |
Комплект-аппаратно-программный комплекс д/детей с нарушениями ОДА (включая ДЦП) -2 |
1 |
16 |
Комплект-аппаратно-програм. комплекс д/детей с нарушением зрения (Россия) -1 |
1 |
17 |
Комплект-аппаратно-програм. комплекс д/детей с нарушением зрения (Россия) -2 |
1 |
18 |
Комплект-аппаратно-програм.комплекс д/детей слабослышащих и с нарушением речи -2 |
1 |
19 |
Комплект-аппаратно-програм.комплекс д/детей слабослышащих и с нарушением речи -1 |
1 |
20 |
Наушники Senmai (Китай) с микрофоном |
6 |
21 |
Аппарат д/коррекции речи Монолог (России) - 1 |
2 |
22 |
Монитор (Китай) - 1 |
6 |
23 |
Клавиатура Apple (Китай) - 1 |
6 |
24 |
Компьютерный джостик (Великобритания) - 1 |
2 |
25 |
Портативный привод Asus (Китай) д/чтения и записи оптических дисков |
6 |
26 |
Манипулятор Arctic (Китай) "мышь" |
6 |
27 |
USB-разветвитель (Китай) 1 |
6 |
28 |
Сетевой фильтр (Китай) |
6 |
29 |
Набор цветных выносных компьютерных кнопок малых (Великобритания) - 1 |
2 |
30 |
Образовательный комплекс (Китай) - 1 |
2 |
31 |
Образовательный комплекс (Китай) - 1.2 (knoblochelectronic «Перекрёсток») |
2 |
32 |
Аппарат Глобус (Россиия) звукоусиливающий - 1 |
2 |
33 |
Дополнительная клавиатура Клавинта (Россия) - |
4 |
34 |
Выносная компьютерная кнопка средняя (Великобритания) - 1 |
2 |
35 |
Модуль "Дельфин" |
1 |
36 |
|
1 |
37 |
|
6 |
38 |
|
6 |
39 |
Копмлект штор 2,7 м х 3,05 м на трехрядном металлопластиковом карнизе |
3 |
40 |
|
1 |
41 |
Коврик маленький входной |
1 |
42 |
Огнетушитель ОП 4(3) |
1 |